9d4a46fb

Юрский Сергей - Четырнадцать Глав О Короле



Сергей Юрский
Четырнадцать глав о короле
Имя его увековечено. Одно из лучших театральных зданий Петербурга - бывший
Суворинский театр, бывший театр Горького - носит теперь это имя. Прекрасная
труппа, играющая в этом здании, и на своих афишах, и на своих художественных
знаменах несет его имя. Самым молодым из его учеников под сорок. А старшим,
многие из которых уже ушли из жизни, было бы за шестьдесят, потому что он рано
стал театральным учителем. Среди учеников немало заметных и выдающихся
режиссеров. Вспоминая мэтра, все они говорят, что он учил, не подавляя, давая
простор развитию индивидуальности. Поэтому ученики часто непохожи на учителя.
Далеко не для всех из них определяющими в творчестве стали принципы, которые
исповедовал сам учитель. Если позволить себе риск жестких формулировок, то я
выделил бы три таких основных принципа во всех его работах:
1. Уважение к автору. Режиссура есть ВОПЛОЩЕНИЕ пьесы, а не первоначальный
акт творения.
2. Любовь к актеру. Актер - тоже художник. Только через него могут быть
выражены идея и музыка речи спектакля.
3. Логика. Интуиция должна прояснять мысль, а не затуманивать ее. Театр
способен выражать сложное. Но особенно ценно, когда сложное выражается через
простое.
Другие люди, в том числе и некоторые из его учеников, исходят из других
принципов, иногда прямо противоположных. И добиваются больших успехов и
признания. Здесь нет преступления и нет отступничества. Его путь к театральной
истине не единственный. Но он, если можно так выразиться, более человечный. Не
космос, не виртуальная реальность и не масс-культурная "доходчивость"
интересовали его. Цельный человек в его неоднозначности, противоречивости был
центром и смыслом его театра. Потому его искусство может быть названо слегка
устаревшими, но все-таки прекрасными словами - гуманистическое,
реалистическое, классическое.
Я не работал в театре его имени. Но двадцать лет проработал под его
руководством в театре Горького. Я играл в сорока спектаклях его театра. Я не
был его учеником. Я был его актером и впитал его школу через практику двадцати
лет общения и нескольких тысяч представлений на сцене Большого драматического
театра. Я бесконечно люблю его. Бесконечно - в буквальном смысле слова: судьба
развела нас четверть века назад, и уже более десяти лет, как он покинул этот
мир. И век другой. И я много лет иду своей дорогой по другому пространству с
другими сотрудниками. Но сегодня, как и прежде, он остается Первым и Главным
режиссером моей жизни.
Была такая страна -
Товстоноговия
I
Да, в определенном смысле это была целая страна - с очень маленькой
территорией, но с колоссальным влиянием. Население страны тоже было невелико -
здесь не было масс, счет велся поголовно. Поштучно.
Прирастало население медленно - каждого стороннего проверяли раз, потом
еще раз, а потом брали... на испытание! Ни о каком естественном приросте не
могло быть и речи: у меня, дескать, сын подрос, а я, дескать, замуж вышла, а у
меня подруга жизни завелась, так давайте и их в нашу общую страну. Да?.. Ни в
коем случае! Речи об этом быть не могло. Наоборот, родственные отношения
делали проверки и испытания еще более строгими. А вот убыль населения шла
только естественным путем - уходили из театра только на тот свет. Да и кому бы
в голову пришло уходить или бежать из этого оазиса, из этого собрания
отборных, из этого райского места, с этого Олимпа?!
Исключения бывали. Именно ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ПРАВИЛ. Так ведь о переезде Тани
Дорони



Содержание раздела