9d4a46fb

Юмалов Сергей - Песни Смерти



Сергей Юмалов
* ПЕСНИ СМЕРТИ *
Тот, кто откроет:
(hфss zоеуdzes)
Карпов, когда ему предложили написать статью для
непрофессионалов, решил не прибегать к графике танов и обойтись
стандартной транскрипцией. Lingua sacra не для профанов.
Он откинулся на спинку кресла. Закурил.
"Что нужно для хорошего перевода "Песней Смерти"?, --
писал Адольф Штильмарк в своих знаменитых "Принципах
семантического анализа", -- "Экзегеза синтетического
религиозного мировоззрения, максимальное возможное знание языка
танов и творческая фантазия переводчика".
За эту "религиозность", поставленную на первое место,
Штильмарка и его последователей в научных кругах называли
сектантами. Но, тем не менее, труды этого ученого были ярче и
интереснее, чем работы всех его конкурентов. Карпов считал
Штильмарка своим учителем, хотя он никак не связывал "Песни: "
с Апокалипсисом, блуждая по книгам в поисках сомнительных
"общих мест" и ловко связывая их "трансформацией" мифов.
А так начиналась его собственная статья по танатике:
"Кто посвятит "Песням: " месяц серьезной работы, тот
посвятит им оставшуюся жизнь: ". Он уже работал над "Песнями: "
десять лет. Введение -- история науки и проблематика (в общих
чертах, конечно). Это не по его части.
Главное -- текст. Привлечь внимание к конкретным примерам.
"Вот вам структура "Песней: ". Мельчайший элемент -- "Версэ".
"Версэ" это абзац, состоящий строго из четырех строк,
объединенных в хиазм:. Риторическая фигура, в которой первая
строка относится к последней а вторая и третья замкнуты в
середине. Прием, известный еще с Ветхого завета. Четыре абзаца
тематически объединяются в главы, опять таки по
хиазмиатическому принципу". Поймут? Из тех, кто дойдет до
второй половины страницы, останется немного. Он вернулся к
версэ, которое выбрал в качестве иллюстрации.
Тот, кто откроет:
Но всякое зерно рождается для смерти
(hall vвs kуhoon gnoreme res tбпata)
Этот пример с зерном нашли потом у апостола Павла; он
говорил о теле земном и небесном. Удивительно похожие примеры
можно было найти и не только в библии. Они были и у древних
греков:
Кто-то оставил им "Песни: "?. Таны. Карпов затянулся.
Густой дым неторопливо распространялся по комнате, проявляясь в
лучах светильника. Ему нравилось наблюдать за этими умирающими
облаками.
Исчезнувшее племя. Белое пятно в генеологии
индоевропейской семьи. Коллективные самоубийцы-фанатики? Вся
книга -- о смерти. Описание всех видов смертей, казней и
неизлечимых болезней в двадцати трех главах. Смерть, приходящая
ко всем: к счастливым и к отчаявшимся, к старикам и детям, к
негодяям и праведникам. И ни одна смерть не случайна. Как и ни
что в этом мире.
Тот, кто откроет:
Но всякое зерно рождается для смерти.
Чтобы получить новое тело
(hбtna lбпomze пуva sбrka)
"Глава, являющаяся "сердцем" всей книги -- смерть танов.
Эту главу читали только жрецы в день Смерти. Один раз десять
лет. В день Смерти люди: .. Здесь Карпов подумал: а таны не
очень похожи на людей, разве люди могут так убивать своих
собственных детей? "Сеять для всходов": Сохранять это в
священной книге. Карпов изумлялся их холодной уверенности и
педантичности. Однако он любил их. Они дали ему книгу Смерти.
Но об этом он не напишет.
"Именно при чтении этого версэ таны убивали детей. "Время
всходов". Воскрешение безвинных в новом теле. Об этом пели
таны. Этого ждали. И они знали, что так будет".
Тот, кто откроет
Ибо всякое зерно рождается для смерти
Чтобы получить новое тело
Умрет, чт



Содержание раздела