9d4a46fb

Эйзенштейн Сергей - Броненосец Потемкин, 1925, С Экрана В Жизнь



Сергей Эйзенштейн
Броненосец "Потемкин", 1925. С экрана в жизнь
Всякое явление имеет случайную, поверхностную видимость. И оно же имеет
под собой глубоко таящуюся закономерность. Так было и с фильмом. "Потемкин".
К двадцатилетнему юбилею годовщины 1905 года была задумана Агаджановой-Шутко
и мною большая эпопея "1905", куда эпизод восстания на броненосце "Потемкин"
входил наравне с другими эпизодами, которыми был так богат этот год
революционной борьбы.
Начались "случайности". Подготовительные работы юбилейной комиссии
затянулись. Наконец возникли осложнения со съемками картины в целом.
Наступил август, а юбилей был назначен в декабре. Оставалось одно: из всей
эпопеи выхватить один эпизод, но такой эпизод, чтобы в нем не утерять
ощущение целостности дыхания этого замечательного года.
Еще беглая случайность. В сентябре есть съемочное солнце только в
Одессе и Севастополе. В Севастополе и Одессе разыгралось восстание
"Потемкина". Но здесь уже вступает и закономерность: эпизод восстания на
"Потемкине", эпизод, которому Владимир Ильич уделял в свое время особое
внимание, вместе с тем является одним из наиболее собирательных эпизодов для
всего года. И вместе с тем любопытно вспомнить сейчас, что этот исторический
эпизод как-то был в забытьи: где бы и когда бы мы ни говорили о восстании в
Черноморском флоте, нам сейчас же начинали рассказывать о лейтенанте Шмидте,
об "Очакове". "Потемкинское" восстание как-то более изгладилось из памяти.
Его помнили хуже. О нем говорили меньше. Тем более важно было поднять его
наново, приковать к нему внимание, напомнить об этом эпизоде, вобравшем в
себя столько поучительных
элементов техники революционного восстания, столь типичного для эпохи
"генеральной репетиции Октября". ' А эпизод действительно таков, что в нем
звучат почти все мотивы, характерные для великого года. Восторженность на
Одесской лестнице и зверская расправа перекликаются с Девятым января. Отказ
стрелять в "братьев", эскадра, пропускающая мятежный броненосец, общие
настроения поголовной солидарности -- все это перекликается с бесчисленными
эпизодами этого года в всех концах Российской империи, передающими
потрясение ее основ.
Один эпизод отсутствует в фильме -- финальный рейс "Потемкина" в
Констанцу а. Тот эпизод, который к "Потемкину" сугубо приковал
внимание всего мира. Но этот эпизод доигрался уже за пределами фильма --
доигрался в судьбе самого фильма, в том рейсе по враждебным нам
капиталистическим странам, до которого дожил фильм.
Авторы картины дожили до того величайшего удовлетворения, которое может
дать работа над историческим революционным полотном, когда событие с экрана
сходит в жизнь. Героическое восстание на голландском военном судне "Цевен
провин-сиен", матросы которого на суде показали, что все они видели фильм
"Потемкин",-- вот то, о чем хочется вспомнить сейчас.
О тех броненосцах, на которых кипит такая же революционная энергия,
такая же ненависть к эксплуататорской власти, такая же смертельная злоба к
тем, кто, вооружаясь, зовет не к миру, а к новой бойне, к новой войне. О том
величайшем зле, имя которому -- фашизм. И твердо хочется верить, что на
приказ фашизма наступать на социалистическую родину пролетариата всего мира
его стальные дредноуты и сверхдредиоуты ответят подобным же отказом
стрелять, ответят не огнем орудий, а огнем восстаний, как это сделали
великие герои революционной борьбы -- "Князь Потемкин Таврический" тридцать
лет тому назад и славный голландский "Цеве



Содержание раздела